Мои статьи…

С какого возраста следует развивать творческие способности детей? Психологи называют различные сроки — от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии.
Дело в том, что мозг ребёнка особенно быстро растет и «дозревает» в первые годы жизни. Это дозревание, то есть рост количества клеток мозга и анато­мических связей между ними зависит как от многообразия и интенсивности ра­боты уже существующих структур, так и от того, насколько стимулируется сре­дой образование новых. Этот период «дозревания» есть время наивысшей чув­ствительности и пластично­сти к внешним условиям, время наивысших и самых широчайших возможно­стей к развитию. Это самый благоприятный период для начала развития всего многообразия человеческих способностей. Но у ребенка начинают развиваться только те способности, для развития которых имеются стимулы и условия к «моменту» этого созревания. Чем благоприятнее условия, чем ближе они к оптимальным, тем успешнее на­чинается развитие. Если созре­вание и начало функционирования (развития) совпадают по времени, идут син­хронно, а условия благоприятны, то развитие идет легко — с наивысшим из воз­можных ускорений. Развитие может достичь наибольшей высоты, и ребенок может стать способным, талантливым и гениальным.

Однако возможности развития способностей, достигнув максимума в «момент» созре­вания, не остаются неизменными. Если эти возможности не ис­пользуются, то есть со­ответствующие способности не развиваются, не функ­ционируют, если ребенок не занимается необходимыми видами деятельности, то эти возможности начинают утрачиваться, деградировать и тем быстрее, чем слабее функционирование. Это угаса­ние возможностей к развитию — необрати­мый процесс. Борис Павлович Ники­тин, в течение многих лет занимающийся проблемой развития творческих способностей детей назвал это явление НУВЭРС (Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Спо­собностей).  Никитин считает, что НУВЭРС особенно негативно влияет на раз­витие творческих способностей. Разрыв во времени между моментом созре­ва­ния структур, необходимых формирования творческих способностей и началом целенаправленного развития этих способностей ведет к серьезному затрудне­нию их развития, замедляет его темпы и ведет к снижению конечного уровня развития творческих способностей. По мнению Никитина именно необрати­мость про­цесса деградации возможностей развития породило мнение о врож­денности творческих способностей, так как обычно никто не подозревает, что в до­школьном возрасте были упущены возможности эффективного развития творческих способностей. И малое количество в обществе людей с высоким творческим потенциалом объясняется тем, что в детстве лишь очень немногие ока­зались в условиях, благоприятствующих развитию их творческих способно­стей [1].

С психологической точки зрения дошкольное детство является благопри­ятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом воз­расте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание позна­вать окружаю­щий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, во­влекая их в различные виды деятельности, способствуют расшире­нию дет­ского опыта. А накопление опыта и знаний — это необходимая предпо­сылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошколь­ников более сво­бодно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задав­лено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необхо­димо всячески развивать. Дошкольное детство также является сенситивным пе­риодом для разви­тия творческого воображения. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способно­стей к творчеству. И от того, насколько были использо­ваны эти возможности, во многом будет зависеть творческий потен­циал взрос­лого человека.

  1. Анастази А. Психологическое тестирование: книга 2; пер. с англ./ под ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского.- М.:Пед-ка, 1982.-336 с.
  2. Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры. — М., 1991.
  3. Синявская Л.И. Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте. -Самара, 2001.
  4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Изд. 2-е, М.,1957.
  5. Выготский Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. — М., 1956. — С.432-433.
  6. Педагогический словарь в 2-х томах. Т.1 — М.,1960. 
  7. Панов В. И. Некоторые теоретические и практические проблемы одаренности.// Прикладная психология. – 1998. — №3. — С.33-48. 
  8. Савенков Л. И. Детская одаренность в познавательной сфере.//Дошк. восп. — — №5-6. – С.14
  9. Сухомлинский В. А. Избр. Пед. соч. – М., 1979. — Т. I. — С.104.

В следующей статье познакомимся с условиями успешного развития творческих способностей…

Использование ИКТ в школьном образовании

Ни для кого не секрет, что компьютер (электронно-вычислительная машина ЭВМ) — современный «универсальный электронный инструмент», и при решении многих задач в различных отраслях нашей жизни, в том числе и в школе он не заменим. Но не во всём!

При этом использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в школе приносит только тогда необходимый педагогический эффект, когда учитель-предметник, руководящий обучением учащихся, имеет высокую квалификацию не только в своей области, но и в области тех же ИКТ. А в первую очередь, громадный успех в школьном образовании осуществим только тогда, когда ИКТ владеет административный состав. И только в этой последовательности одна за другой начинают открываться двери в мир знаний как для учителя, так и для его учеников.

Познание мира учеником осуществляется с использованием различных видов моделей (материальных и информационных) используемых на уроках. И, вот здесь, используя высокую квалификацию учителя в области ИКТ, можно оперативно, наглядно, интересно промоделировать изучаемый объект, явление или процесс.
И не надо подменять  ИКТ  только показом компьютерных презентаций, наполняя слайды обычными текстами из учебников, как об этом думают некоторые учителя. Больше творчества!

Учителя-предметники, осваивайте информационно-коммуникационные технологии!
Не учитель информатики должен к вам приходить и запускать ту или иную программу!
Сами!
В век современных технологий, с их скоростями, без высокой квалификации в ИКТ, останетесь в «ПАРКЕ ЮРСКОГО ПЕРИОДА»!
Успехов в самообучении! :)

 

Здоровьесберегающие технологии

Немаловажный аспект – это здоровьесберегающие технологии в образовании!

И как выдержать ту линию, в здоровьесберегающих технологиях, которая бы позволяла  учащимся, да и учителям контролировать время работы за компьютером не только в школе, но и в  домашних условиях?

Многое, что можно перечислить для учащихся (родители должны следить, учителя должны объяснять на уроках правила работы за компьютером и т.д.), дома не работает. Будем терять здоровое поколение учеников и учителей. Да и не хочется привязывать учащихся и учителей к компьютеру, интернет-пространству, чтобы для них не оставалось  ни одной минуты на личную жизнь.

Первое, чему следовало бы уделить внимание, кроме общепринятых правил, – добиться того, чтобы и учителя, и ученики на подсознательном уровне закрепили: «Компьютер – это «универсальный электронный инструмент» для решения самых разнообразных задач и не более». Инструмент!

Первоклассник учится писать ручкой. Для него ручка – инструмент. В последующих классах ученик уже не задумывается, как писать. Он освоил этот инструмент и использует его для решения разнообразных задач как в школе, так и дома. Так и компьютер для ученика должен стать инструментом, когда он не будет задумываться, как на нём работать. Лучше, когда ученик  начнёт первое знакомство с компьютером в школе, а не дома.  В школе он может получить тот необходимый уровень знаний по безопасной работе за компьютером, который помогут ему сохранить своё здоровье.  И, возможно, в дальнейшем не стать зависимым от него.  Хорошо, когда школа будет первой на этом этапе освоения. И это обучение необходимо проводить с начальных классов. В этот период, в силу своих возрастных особенностей, учащиеся могут получить и закрепить навыки безопасной работе на компьютере, которые на подсознательном уровне буду работать и в старших классах. Как добиться того же в старших классах, когда обучение начинается с 7-х классов — вопрос?

Если у кого есть идеи, поделитесь. :-)

 

Добавить комментарий