Проблема оптимальных сроков начала развития творческих способностей
С какого возраста следует развивать творческие способности детей? Психологи называют различные сроки — от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии.
Дело в том, что мозг ребёнка особенно быстро растет и «дозревает» в первые годы жизни. Это дозревание, то есть рост количества клеток мозга и анатомических связей между ними зависит как от многообразия и интенсивности работы уже существующих структур, так и от того, насколько стимулируется средой образование новых. Этот период «дозревания» есть время наивысшей чувствительности и пластичности к внешним условиям, время наивысших и самых широчайших возможностей к развитию. Это самый благоприятный период для начала развития всего многообразия человеческих способностей. Но у ребенка начинают развиваться только те способности, для развития которых имеются стимулы и условия к «моменту» этого созревания. Чем благоприятнее условия, чем ближе они к оптимальным, тем успешнее начинается развитие. Если созревание и начало функционирования (развития) совпадают по времени, идут синхронно, а условия благоприятны, то развитие идет легко — с наивысшим из возможных ускорений. Развитие может достичь наибольшей высоты, и ребенок может стать способным, талантливым и гениальным.
Однако возможности развития способностей, достигнув максимума в «момент» созревания, не остаются неизменными. Если эти возможности не используются, то есть соответствующие способности не развиваются, не функционируют, если ребенок не занимается необходимыми видами деятельности, то эти возможности начинают утрачиваться, деградировать и тем быстрее, чем слабее функционирование. Это угасание возможностей к развитию — необратимый процесс. Борис Павлович Никитин, в течение многих лет занимающийся проблемой развития творческих способностей детей назвал это явление НУВЭРС (Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей). Никитин считает, что НУВЭРС особенно негативно влияет на развитие творческих способностей. Разрыв во времени между моментом созревания структур, необходимых формирования творческих способностей и началом целенаправленного развития этих способностей ведет к серьезному затруднению их развития, замедляет его темпы и ведет к снижению конечного уровня развития творческих способностей. По мнению Никитина именно необратимость процесса деградации возможностей развития породило мнение о врожденности творческих способностей, так как обычно никто не подозревает, что в дошкольном возрасте были упущены возможности эффективного развития творческих способностей. И малое количество в обществе людей с высоким творческим потенциалом объясняется тем, что в детстве лишь очень немногие оказались в условиях, благоприятствующих развитию их творческих способностей [1].
С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний — это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать. Дошкольное детство также является сенситивным периодом для развития творческого воображения. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.
- Анастази А. Психологическое тестирование: книга 2; пер. с англ./ под ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского.- М.:Пед-ка, 1982.-336 с.
- Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры. — М., 1991.
- Синявская Л.И. Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте. -Самара, 2001.
- Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Изд. 2-е, М.,1957.
- Выготский Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. — М., 1956. — С.432-433.
- Педагогический словарь в 2-х томах. Т.1 — М.,1960.
- Панов В. И. Некоторые теоретические и практические проблемы одаренности.// Прикладная психология. – 1998. — №3. — С.33-48.
- Савенков Л. И. Детская одаренность в познавательной сфере.//Дошк. восп. — — №5-6. – С.14
- Сухомлинский В. А. Избр. Пед. соч. – М., 1979. — Т. I. — С.104.
В следующей статье познакомимся с условиями успешного развития творческих способностей…
Использование ИКТ в школьном образовании
Ни для кого не секрет, что компьютер (электронно-вычислительная машина ЭВМ) — современный «универсальный электронный инструмент», и при решении многих задач в различных отраслях нашей жизни, в том числе и в школе он не заменим. Но не во всём!
При этом использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в школе приносит только тогда необходимый педагогический эффект, когда учитель-предметник, руководящий обучением учащихся, имеет высокую квалификацию не только в своей области, но и в области тех же ИКТ. А в первую очередь, громадный успех в школьном образовании осуществим только тогда, когда ИКТ владеет административный состав. И только в этой последовательности одна за другой начинают открываться двери в мир знаний как для учителя, так и для его учеников.
Познание мира учеником осуществляется с использованием различных видов моделей (материальных и информационных) используемых на уроках. И, вот здесь, используя высокую квалификацию учителя в области ИКТ, можно оперативно, наглядно, интересно промоделировать изучаемый объект, явление или процесс.
И не надо подменять ИКТ только показом компьютерных презентаций, наполняя слайды обычными текстами из учебников, как об этом думают некоторые учителя. Больше творчества!
Учителя-предметники, осваивайте информационно-коммуникационные технологии!
Не учитель информатики должен к вам приходить и запускать ту или иную программу!
Сами!
В век современных технологий, с их скоростями, без высокой квалификации в ИКТ, останетесь в «ПАРКЕ ЮРСКОГО ПЕРИОДА»!
Успехов в самообучении!
Здоровьесберегающие технологии
Немаловажный аспект – это здоровьесберегающие технологии в образовании!
И как выдержать ту линию, в здоровьесберегающих технологиях, которая бы позволяла учащимся, да и учителям контролировать время работы за компьютером не только в школе, но и в домашних условиях?
Многое, что можно перечислить для учащихся (родители должны следить, учителя должны объяснять на уроках правила работы за компьютером и т.д.), дома не работает. Будем терять здоровое поколение учеников и учителей. Да и не хочется привязывать учащихся и учителей к компьютеру, интернет-пространству, чтобы для них не оставалось ни одной минуты на личную жизнь.
Первое, чему следовало бы уделить внимание, кроме общепринятых правил, – добиться того, чтобы и учителя, и ученики на подсознательном уровне закрепили: «Компьютер – это «универсальный электронный инструмент» для решения самых разнообразных задач и не более». Инструмент!
Первоклассник учится писать ручкой. Для него ручка – инструмент. В последующих классах ученик уже не задумывается, как писать. Он освоил этот инструмент и использует его для решения разнообразных задач как в школе, так и дома. Так и компьютер для ученика должен стать инструментом, когда он не будет задумываться, как на нём работать. Лучше, когда ученик начнёт первое знакомство с компьютером в школе, а не дома. В школе он может получить тот необходимый уровень знаний по безопасной работе за компьютером, который помогут ему сохранить своё здоровье. И, возможно, в дальнейшем не стать зависимым от него. Хорошо, когда школа будет первой на этом этапе освоения. И это обучение необходимо проводить с начальных классов. В этот период, в силу своих возрастных особенностей, учащиеся могут получить и закрепить навыки безопасной работе на компьютере, которые на подсознательном уровне буду работать и в старших классах. Как добиться того же в старших классах, когда обучение начинается с 7-х классов — вопрос?
Если у кого есть идеи, поделитесь.