Рубрика для родителей…

Проблема оптимальных сроков начала развития творческих способностей

Некоторые аспекты возрастной психологии, которые могут помочь родителям в  общении с ребёнком.

Не пропустите тот временной возрастной период  вашего ребёнка, который наиболее благоприятен в развитии тех или иных его качеств!

Пропустите, придётся  компенсировать потерянные возможности за счёт развития других качеств.

Период младенчества 

а) новорожденность  (от 1 до 4 недель);

б) собственно младенчество (до 1 года)

Социальная ситуация развития

Определяется двумя моментами:

  •  биологической беспомощностью младенца, зависимостью удовлетворения его потребностей от взрослых;
  • при этой максимальной зависимости,  включением всего поведения ребенка в социальное, он лишен основных средств социального общения  — речи. Таким образом, противоречие между максимальным социальным включением младенца и минимальными возможностями общения определяют основу развития ребенка в этом возрасте.

Ведущая деятельность

Сенсомоторное развитие, заключающееся в научении моторными навыками (овладение рукой, умение сидеть и ходить) и появлении познавательных (функциональных) действий (то есть познание физической стороны предмета и имитация действий взрослым с этим предметом).

 Новообразования

Основное новообразование —  инстинктивная психическая жизнь, которая характеризуется двумя особенностями:

  • неспособностью выделения не только себя, но и других людей из слитной ситуации, возникающей на основе его инстинктивных потребности;
  •  «несуществованием» для ребенка объекта переживания, то есть переживаются состояния, а не объективные содержания.

К другим новообразованиям можно отнести формирование «автономной речи»:

  • слова имеют функции наименования и указания, но не имеют значащую функцию;
  • значение слова не постоянно;
  • нет отношения общности между отдельными значениями слов, и развитие активных сенсомоторных навыков.

Развитие автономной речи является центральным новообразованием кризиса первого года жизни.

 

Раннее детство (от 1 года до 3 лет)

Социальная ситуация развития

В этом  возрасте  ребенок  приобретает  некоторую степень самостоятельности: появляются  первые слова, ребенок  начинает  ходить,  развиваются действия с предметами. Однако диапазон возможностей ребенка еще очень ограничен. Социальную ситуацию развития в раннем возрасте можно описать схемой:  «ребенок  ПРЕДМЕТ  взрослый». Эта система отношений содержит в себе противоречие: способ  действия с  предметом, образец  действия принадлежит взрослому,  а  ребенок  в  то же  время должен выполнять  индивидуальное действие. Это противоречие  решается  в новом типе деятельности,  который  рождается в  период раннего возраста. Им является предметная деятельность,  направленная на  усвоение  общественно выработанных  способов действия  с  предметами.

   Ведущая деятельность

Предметно-орудийная деятельность, с ведущим мотивом овладения действиями с предметом. На этом этапе происходит дальнейшее выделение смыслового компонента предмета и освоение операционально-технической стороны.

Новообразования

Благодаря отделению действия  от предмета,  происходит  сравнение  своего  действия  с   действием  взрослого. Как только  ребенок  увидел себя в другом, он увидел  себя  самого  и появился  феномен «внешнее Я сам» («Я сам» является новообразование кризиса 3-х лет). Появляется структурное и системное строение сознания (формирование отношения между отдельными функциями и развитие обобщения как функции всего сознания в целом).

Личностное новообразование  формирование системы Я (появление и развитие самооценки, самоуважения, самосознания). Появление субъекта деятельности.

Все это сопровождается

  • значительным развитием речи, которое характеризуется увеличением словарного запаса;
  • попытками построения предложений с учетом  согласованности слов;
  • началом фонематического анализа, поиском смысловых связей.

К трём годам  освоение грамматического состава речи.

 

Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет)

Социальная ситуация развития

Ребенок выходит из кризиса 3-х лет с желанием действовать автономно и с системой самооценки.  Благодаря развитой речи и способности передвигаться он может чувствовать соразмерность со взрослыми. Но он понимает, что взрослые делают, что-то не на основе умений (как делать), а на смысловой основе (почему делать), то есть у него  не развита мотивационно-потребностная сфера. Задача ребенка в этом периоде — развитие этих смыслов, путем участия в человеческих отношениях. Поскольку взрослые ограждают его от этого активного участия, ребенок реализует это стремление в играх. В них он моделирует мир взрослых и правила функционирования в нем.

Ведущая деятельность

 Сюжетно-ролевая игра (где игра —  это своеобразное отношение к действительности,  характеризующееся созданием мнимых ситуаций или переносом свойств одних предметов на другие). К концу этого периода эти игры приобретают «режиссерский» характер. Они позволяют постигнуть систему отношения между людьми и способствуют развитию знаковосимволической функции и речи.     

 Новообразования

Основное новообразование этого возраста:

  1. произвольность (как возможность приостанавливать аффект для оценки ситуации и прогнозирования);
  2. появление «внутреннего мира»: научение дифференциации своих состояний и переживаний, как полностью открытых другим людям;
  3. способность к обобщению переживаний (как появление стойкого отношения т.е. чувств);
  4. в начале этого периода возникает наглядно-действенное мышление, а к его концу оно изменяется на наглядно-образное; появляется также способность к опосредованному запоминанию;
  5. нравственное развитие: переход от принятия культурных и нравственных норм как данность к сознательному их принятию;
  6. к концу периода появляется способность к перцептивному моделированию и социализованная речь.

Этот период заканчивается кризисом 7и лет, среди временных новообразований которого  можно назвать появление манерничания и кривляния как гипертрофированного подражания взрослым.

Младший школьный возраст (7-11 лет)

Социальная ситуация развития

Характеризуется следующими особенностями:

  • в систему отношений появляется учитель («чужой взрослый»), который является непререкаемым авторитетом;
  • в этом периоде ребенок впервые сталкивается с системой жестких культурных требований, предъявляемых учителем, вступая в конфликт с которым, ребенок вступает в конфликт с «обществом» (при этом он не может получить эмоциональной поддержки как в семье);
  • ребенок становиться объектом оценки, при этом оценивается не продукт его труда, а он  сам;
  • взаимоотношения со сверстниками переходят из сферы личных предпочтений в сферу партнерских;
  • преодолевается реализм мышления, что позволяет видеть закономерности, непредставленные в плане восприятия.

         Ведущая деятельность

Ведущая деятельность  учебная. Она  поворачивает  ребенка на  самого  себя, требует  рефлексии,  оценки  того,  «чем я  был»  и  «чем  я  стал«.

         Новообразования

Основное новообразование этого возраста:

  1. формирование теоретического мышления;
  2. рефлексия как осознание своих собственных изменений;.
  3. способность к планированию.

Интеллект опосредует развитие  всех  остальных функций: происходит  интеллектуализация  всех  психических  процессов, их осознание  и  произвольность. Так, память   приобретает   ярко   выраженный познавательный  характер.  Это связано  с тем,  что ребенок, начинает  осознавать  особую  мнемическую   задачу и отделяет эту задачу от всякой  другой. Во-вторых, в младшем школьном возрасте  идет  интенсивное  формирование  приемов  запоминания. В области восприятия происходит переход от  непроизвольного  восприятия дошкольника к целенаправленному произвольному наблюдению за объектом, подчиняющемуся  определенной задаче. Происходит также  развитие волевых процессов.

Мнемическая деятельность (англ. mnemonic activity) — активная деятельность человека, направленная на запоминание и воспроизведение материала.

Подростковый возраст 

а) собственно подростковый (11-14 лет);

б) юношество (14 -18 лет).

Социальная ситуация развития

Социальная ситуация развития в этом возрасте характеризуется следующими особенностями:

  • подросток продолжает находиться в тех же условиях, что и ранее (семья, школа, сверстники), но у него появляются новые ценностные ориентации. Так, стремление к независимости сталкивается в семье с тем, что родители могут относиться к подростку еще как к «ребенку». У него меняется отношение и к школе  она становиться местом активных взаимоотношений;
  • в то же время, подросток находится под действием амбивалентно направленных сил: он стремиться оторваться от детства, которое, одновременно, является для него привлекательным (в нем меньше ответственности и т.п.);
  • происходит расширение социальных условий бытия: как в пространственном отношении, так и в увеличении диапазона «проб себя», поиска себя.

Амбивале́нтность (от лат. ambo — «оба» и лат. valentia — «сила») — двойственность отношения к чему-либо, в особенности — двойственность переживания, выражающаяся в том, что один объект вызывает у человека одновременно два противоположных чувства.

 Ведущая деятельность

Общение со сверстниками является ведущей деятельностью в этом  возрасте. Здесь осваиваются нормы  социального поведения, морали и т.п.

Новообразования

Основное новообразование этого возраста  перенесенное внутрь социальное сознание, т.е. есть самосознание (иначе   интериоризированный опыт социальных отношений). Его появление способствует большей регуляции, контролю и управлением поведения, более глубокому пониманию других людей, создает условия дальнейшего личностного развития и др. Среди других новообразований  чувство взрослости;

на первый   план  выступают   мотивы,   которые   связаны   с   формирующимся мировоззрением,  с планами будущей  жизни. Они соподчинены на основе ведущих общественно  значимых и ставших  ценными  для  личности мотивов. Регуляция ими осуществляется  на основе сознательно  поставленной  цели  и  сознательно  принятого намерения;

нравственные  убеждения и  нравственное мировоззрение. Последнее представляет собой систему убеждений, которая приводит к качественным сдвигам во всей системе  потребностей и  стремлений  подростка;

самоопределение:  с субъективной точки зрения оно характеризуется осознанием  себя  в качестве  члена  общества  и  конкретизируется  в  новой общественно  значимой  позиции.


 

Книга рекомендуемая всем родителям!

Игумен Евмений. Аномалии родительской любви.

  

«…Дорогие папы и мамы! Не ставьте барьера между своим миром и миром Вашего подрастающего ребенка…»

«…Если в семье ребенка не достаточно хорошо слышат и понимают, то он начинает обращаться к родителям на языке симптомов — т.е. создает им проблемы, которые они уже не в состоянии игнорировать. Ребенок как бы говорит родителям: «Я нуждаюсь в вашем внимании и заботе!», или «Папа и мама, пожалуйста, не ссорьтесь, я хочу, чтобы вы оставались вместе, ведь я люблю вас обоих!» и так далее...»

«…Есть такая поговорка: «Дитя как сундук: что в него положишь, то потом и достанешь». Она очень точно и емко отражает значение тех жизненных впечатлений, которые ребенок получает в раннем детстве в отношениях со своими родителями, для его последующей жизни.
Как и какого рода опыт формируется у детей в результате взаимодействия с родителями?
Новорожденный не приносит с собой знания о том, как прожить в этом мире. Ему приходится обучаться этому у других.
И главными учителями ребенка являются, конечно же, его родители…»

Скачать книгу в электронном формате можно здесь.

5 комментарии на “Рубрика для родителей…

  1. Мало кто из родителей, да и учителей учитывает возрастную психологию ребенка. Печально! А ведь надо это знать.
    Книгу «Аномалии родительской любви» тоже рекомендую родителям… Будет полезна.

    • Педагогика и психология тесно переплетаются. Для того, чтобы образовательный процесс был успешным знания основ психологии необходимы.
      Для успешной работы в каждом конкретном классе, с каждым отдельным ребенком педагогу необходимо знать, что такое характер, темперамент, мышление, память, их разновидность и типы. Каждому педагогу необходимо также знать свой тип восприятия. Тогда легче будет выбрать такой способ общения с детьми, такие формы подачи учебного материала, которые наиболее бы соответствовали бы его индивидуальным наклонностям, психологическим особенностям.

  2. СКАЗКА О ПЕДАГОГИКЕ

    …Некоторые фразы из книг по педагогике вызывают у меня смех. Например, глава Познание педагогом учащихся начинается с утверждения, что эта проблема традиционно актуальна, решить ее совсем не просто. И в подтверждение этой мысли приводится цитата: «Легче познать людей вообще, чем одного человека в частности». Ф. Ларошфуко. Да, такая позиция очень характерна для педагогов-теоретиков. Вникать в чьи-то проблемы – слишком хлопотно. Проще разрабатывать концепции воспитания идеально упругого сферического ребёнка в условиях вакуума.

    Почему эксперты педагогики, специалисты по обучению, не умеют качественно обучать собственному предмету? Почему эксперты воспитания воспитывают лишь скуку у своих студентов?

    Представьте, что вы пришли в художественную школу. Вы ожидаете, что вам объяснят, как обращаться с инструментами, научат разным техникам рисования. Вместо этого учитель подводит вас к холсту и начинает рассказывать о том, какие «художники» были в прошлом. Затем прочитает правила безопасности о том, чего ни в коем случае нельзя делать с кистями, красками и холстом. Затем приведет множество классификаций для кисточек и красок. Потом будет долго рассуждать о том, как тяжела и ответственна работа художника, какие профессиональные качества необходимы, чтобы с ней справляться. И, под конец, устроит вам строгий устный экзамен. Как бы вы оценили качество обучения в этой школе? Фигня.

    В книге «Как относиться к себе и людям» Н.И. Козлов предложил разделять психологию на теоретическую и практическую. Точно также я предлагаю разделять педагогику. Разница между теоретической и практической педагогикой также велика, как разница между игрушечным и настоящим автомобилем.

    Теоретическая педагогика дает мало полезных знаний, но это не значит, что их нельзя найти в других источниках. Если интересно, вот список литературы, по практической педагогике, который я могу порекомендовать читателю:

    Гиппенрейтер Ю. Б. «Общаться с ребенком – Как?»
    Байярд Роберт Т., Байярд Джин «Ваш беспокойный подросток»
    Владимир Леви «Нестандартный ребенок»
    Кривцова С.В. «Учитель и проблемы дисциплины»
    Карен Прайор. «Не рычите на собаку! О дрессировке животных и людей»
    Макаренко «Педагогическая поэма»
    Януш Корчак «Как любить ребенка», «Когда я снова стану маленьким», «Правила жизни. Педагогика для детей и для взрослых»
    Любая из этих книг содержательнее, чем целый курс педагогики, изучаемый в ВУЗе.
    С полным текстом можете ознакомится здесь… http://www.psychologos.ru/articles/view/skazka_o_pedagogike/-1

  3. Януш Корчак: 10 заповедей для родителей

    1. Не жди, что твой ребёнок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

    2. Не требуй от ребёнка платы за всё, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот — третьему, и это необратимый закон благодарности.

    3. Не вымещай на ребёнке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.

    4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.

    5. Не унижай!

    6. Не забывай, что самые важные встречи человека — это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребёнке.

    7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребёнка. Мучь, если можешь — но не делаешь. Помни, для ребёнка сделано недостаточно, если не сделано всё.

    8. Ребёнок — это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощённая любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребёнок, но душа, данная на хранение.

    9. Умей любить чужого ребёнка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.

    10. Люби своего ребёнка любым — неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним — радуйся, потому что ребёнок — это праздник, который пока с тобой.

Добавить комментарий